Микрокредитование – финуслуга, агрессивный бизнес или преступление, - комментарий Т.Михайлова

О нас > Новости > Микрокредитование – финуслуга, агрессивный бизнес или преступление, - комментарий Т.Михайлова
30.12.2020

Микрокредитование – финуслуга, агрессивный бизнес или преступление, - комментарий Т.Михайлова

Вопрос наличия состава мошенничества в самом факте деятельности по микрокредитованию, даже с включением в договор недействительных условий, является чрезвычайно спорным.

Об этом заявил адвокат АО «Скляренко, Сидоренко и партнеры» Тимур Михайлов, комментируя для издания «Закон и Бизнес» информацию о разоблачении Службой безопасности Украины «масштабной схемы вымогательства денег».

В ведомстве также сообщили, что одна из компаний-лидеров на рынке онлайн микрокредитования неправомерно насчитывает своим клиентам, которые не смогли вовремя погасить кредитные обязательства, штрафные санкции и пеню в размере более 300% от суммы кредита. А это является нарушением действующего законодательства, так как такие начисления не могут превышать 50%. К «выбиванию» этих искусственно созданных долгов привлекались коллекторские компании. А те взимали с заемщиков деньги, прибегая к давлению, угрозам физического насилия или уничтожению имущества. Эти угрозы могли распространяться не только непосредственно на клиента, но и на членов его семьи.

Т.Михайлов высказался против микрокредитования в той форме, в которой оно существует сейчас.

«Включение в кредитные договоры заведомо недействительных условий недопустимо и должно рассматриваться как недобросовестная предпринимательская практика, - он. - Кроме того, когда в рекламе потребительского кредитования указывается недостоверный размер процентной ставки или другая недостоверная информация об условиях, это подпадает под такое правонарушение как «распространение информации, которая вводит в заблуждение» согласно статье 15-1 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции».

Однако, по мнению адвоката АО «Скляренко, Сидоренко и партнеры, вопрос наличия состава мошенничества в самом факте деятельности по микрокредитованию, даже с включением в договор недействительных условий, является в высшей степени спорным. «В определенном, формальном, толковании можно обосновать наличие состава преступления. Так, компании путем введения в заблуждение пытаются получить чужое имущество – деньги заемщика в большем размере, чем они имеют право, - пояснил он. - Однако, скорее всего, компании путем предъявления публичных оферт смогут доказать, что не скрывают условия договора, в т.ч. ответственность.  Кроме того, их деятельность направлена в первую очередь на предоставление финансовой услуги».

Микрокредитование как форма бизнеса уже достаточно давно представлена на рынке. Финансовые компании на основании выданных лицензий годами занимаются данной деятельностью. Притом, скорее всего, замечает Т.Михайлов, все такие компании включают в договор недействительные условия об ответственности (завышенный размер пени). И в этом случае противодействие данной деятельности в форме открытия уголовных дел может быть направлено скорей на перераспределение данного рынка в пользу отдельных его операторов.

С учетом изложенного, юрист видит правомерную работу правоохранительных органов в трех направлениях:

1) фокусироваться на борьбе с незаконными практиками возврата кредита (с завышенными процентами) – угрозами, насилием, шантажом;

2) одинаково относиться ко всем организациям, которые предоставляют услуги микрокредитования;

3) проработать юридические механизмы взаимодействия с регулятором для направления данного рынка микрокредитования в цивилизованное русла, в том числе, путем отзыва лицензий у недобросовестных компаний.

Обратная связь